26 марта учителем-логопедом нашего учреждения Моисеевой Т.В. был проведен мастер-класс по артикуляционной гимнастике для студентов 2 курса Ангарского педагогического колледжа. Татьяна Викторовна обратила внимание будущих педагогов, что всё чаще в группы раннего возраста приходят неговорящие дети, а уровень детей более старшего возраста снижается из года в год. Одной из причин является недостаточность развития речевого аппарата.
Наш речевой аппарат – это сложная система, частями которой являются язык, губы, щёки, нёбо, зубы. Большинство из них – мышцы, а процесс звукопроизношения – это сложный двигательный навык, который осуществляется при правильной и чёткой работе всех частей речевого аппарата. Если мышцы сильные, упругие, подвижные – то мы имеем чёткие, дифференцированные движения речевого аппарата и «чистую речь», если же мышцы развиты недостаточно, они слабые, вялые или же наоборот чрезмерно напряженные, то, в этом случае, будет нарушение звукопроизношения. Именно поэтому для развития мышц речевого аппарат и их подвижности необходимо использовать артикуляционную гимнастику.
По характеру выполнения упражнения артикуляционной гимнастики подразделяются на статические (направлены на выработку умения принимать и удерживать артикуляторную позу) и динамические (направлены на выработку умения переключаться с одной позы на другую). Существует несколько комплексов артикуляционной гимнастики.
Татьяна Викторовна познакомила присутствующих с комплексом артикуляционной гимнастики, который используется воспитателями в нашем дошкольном учреждении, подробно остановилась и указала на ошибки, которые могут возникнуть при выполнении того или иного упражнения.
Упражнения для артикуляционной гимнастики можно подбирать по лексическим темам или по отдельным проблемным звукам. При проведении фронтального занятия – упражнения должны быть на все звуки, при проведении групповых занятий – используются упражнения на группу «западающих» звуков.
По окончании мастер-класса студентам были даны следующие рекомендации:
- Идти от простого к сложному.
- Проводить гимнастику эмоционально, в игровой форме.
- Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. используется зрительный самоконтроль.
- С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык, губы и т.д.
- Каждому упражнению в соответствии с выполняемыми действиями даётся название и подбирается картинка, также можно подобрать стихотворение.
- Выполняя упражнения, следим за качеством выполнения, а не за количеством. Дозировка строго индивидуальна для каждого ребенка
Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными.
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Именно поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений и их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста воспитателю необходимо ежедневно включать в режимные моменты проведение артикуляционной гимнастики.