Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной. Психологическая безопасность образовательной среды — одно из самых важных условий для успешного образовательного процесса, для формирования личности.
В федеральном законе «Об образовании» «Дошкольное образование» в пунктах 1, 2 статьи 64 прописаны пункты, которые связаны с созданием психологически безопасной образовательной среды для дошкольников:
– формирование общей культуры;
– развитие нравственных, эстетических и личностных качеств;
– разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
– организация деятельности на основе индивидуального подхода;
– применение специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности;
– сохранение и укрепление здоровья.
В пункте 1 статьи 48 ФЗ «Об образовании» прописаны обязанности педагогов, выполнение которых способствует созданию психологически безопасной образовательной среды в ДОО:
– соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
– уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
– развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
– применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
– учитывать особенности психофизического развития обучающихся.
Еще один документ, который регулирует дошкольное образование — ФГОС ДО, также ставит перед педагогами одну из задач — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Поэтому важно в образовательном учреждении организовать такую образовательную среду, которая будет способствовать созданию благоприятных условий для воспитания, обучения, позитивного развития личности обучающихся и развитию профессионального потенциала педагогов.
В целях создания условий для развития личностного потенциала всех участников образовательного процесса в нашем детском саду в течение 2020-2021 учебного года реализуется проект «Психологическая безопасность образовательного пространства».
Психологически безопасная образовательная среда — результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса.
Такая психологически безопасная образовательная среда способствует удовлетворению и развитию социально ориентированных потребностей ребенка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностных потенциалов.
Наша задача — повысить уровень психологического здоровья ребёнка дошкольного возраста и создать предпосылки для его благополучного развития в период старшего дошкольного и школьного детства. Безопасность является психологическим ресурсом образовательной среды, что, в свою очередь, обеспечивает ресурс безопасности в обществе.
Все исследования в рамках проекта «Психологическая безопасность образовательного пространства» в нашем детском саду проводятся квалифицированным педагогом-психологом Карповой Е.Г. На данный момент Елена Георгиевна провела исследования по следующим темам: взаимодействие детей со сверстниками; адаптация детей в переходный период из раннего возраста в младшую группу детского сада; взаимодействие педагога с детьми; оценка педагогических технологий, используемых педагогом в образовательной деятельности; психологическая безопасность и комфортность предметно-развивающей среды в ДОУ.
В результате наблюдений был проведен анализ по каждому показателю, даны рекомендации педагогам и родителям направленные на повышение уровня психологического здоровья дошкольников, создание комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Ведь психологически безопасная образовательная среда — это такая среда, в которой большинство родителей воспитанников положительно относятся к ней, удовлетворены характеристиками среды дошкольного образовательного учреждения, находятся с ней в постоянном взаимодействии и между ними существуют отношения взаимозависимости и взаимовлияния. Она удовлетворяет основные потребности в личностно-доверительном общении, обеспечивает психологическую защищенность включенных в нее субъектов, именно это мы и реализуем в рамках проекта «Психологическая безопасность образовательного пространства».